• м. Спортивная ул. 10-летия Октября, 9
  • м. Бауманская ул. Радио, 10, стр. 9
  1. Центр Флебологии › 
  2. Полезная информация › 
  3. Лечение лимфостаза и лимфедемы
  • Дата последнего обновления: 12.06.2021
  • Среднее время прочтения: 5 мин.

Лечение лимфостаза и лимфедемы

Сильчук Евгений Сергеевич
Хирург-флеболог, заведующий отделением терапии ХВН и лимфологии, кандидат медицинских наук

«Наша задача – вернуть пациента к обычному образу жизни»
Статистика говорит, что примерно 7% пациентов которые обращаются за помощью к сосудистому хирургу, имеют те или иные формы лимфатических отеков. Однако о таких заболеваниях, как лимфостаз или лимфедема, знают единицы. Столкнувшиеся с подобным диагнозом пациенты задают множество вопросов: как проходит лечение, чего ждать в итоге, как предстоит изменить образ жизни? Сегодня мы беседуем об этом с заведующим отделением терапии ХВН и лимфологии «Центра Флебологии», кандидатом медицинских наук, хирургом-флебологом Евгением Сергеевичем Сильчуком.

— Евгений Сергеевич, по Вашей оценке, насколько люди вообще осведомлены о том, что существуют лимфатические отеки?
— Я бы не сказал, что люди знают об этом. Чаще к нам приходят с жалобами на отеки и спрашивают, не тромбоз ли это. О тромбозе пациенты знают из прессы, представляют, что он может быть опасен для жизни, и страх за себя приводит человека в клинику. Знаний непосредственно о лимфедеме я не видел ни у пациентов, ни, к сожалению, у врачей.

Между тем, эта проблема очень актуальна, причем и с медицинской, и с социальной точки зрения. Как показывает российский и зарубежный опыт, около 10% населения страдает отечным синдромом с лимфатическим компонентом. Эти люди часто выпадают социума. Из-за высокой отечности ног они стесняются выходить из дома, показываться на людях, теряют работу, теряют друзей. И поэтому психоэмоциональный аспект проблемы лимфатических отеков я бы вообще поставил на одно из первых мест. И физически это заболевание приводит к страданиям.

— Может ли человек с этой проблемой получить помощь в районной поликлинике?
— Нет. Но, что еще печальнее, он не найдет помощь и обратившись в крупный медицинский центр, который по роду своей деятельности должен заниматься лимфатическими отеками. Я имею в виду крупные институты, занимающиеся теми проблемами, которые могут приводить к формированию лимфостаза. Это онкологические, урологические, гинекологические клиники: лимфатические отеки часто являются следствием хирургических операций по этим направлениям. Но и там врачи нередко разводят руками: они не занимаются отеками. Так что получить квалифицированную консультацию, а потом и помощь при этой проблеме практически невозможно или достаточно сложно.

— Почему сложилась такая ситуация?
— С моей точки зрения, главная причина – это затратность данной сферы. Потому что необходимы значительные средства не только на лечение, но и на последующую реабилитацию пациентов. Как следствие – не ведется и подготовка специалистов. Сам я начал заниматься лимфатическими отеками, когда работал хирургом. Ведь в «Центр Флебологии» обращались пациенты с отеками, а не только с проблемами вен, и мы стали изучать зарубежный опыт в этой области. На сегодняшний день мы занимаемся данной проблемой порядка 15 лет. За это время мы изучили существующий опыт, в том числе и зарубежный, и создали собственную систему, которую успешно используем.

— К чему должен быть готов пациент, который приходит в клинику и слышит диагноз «лимфедема»?
— Прежде всего, больные должны понять, что многое зависит от них самих. Они не просто исполнители тех назначений, которые дает врач. Пациенты – это наши помощники. Мы стараемся выстроить с пациентами доверительные отношения, чтобы потом начать совместную работу. Ведь в случае лимфедемы пациент не просто получает лечение и ждет результата. Он должен перестроить свою жизнь: снизить вес, если это необходимо, начать делать упражнения, более активно двигаться, носить компрессионный трикотаж, регулярно проходить обследования.

— В чем состоит лечение лимфедемы?
— Все лечение можно разделить на основное и поддерживающее. В основное входит ручной массаж, пневматическая компрессия и бандажирование (бинтование). Один сеанс лечения в клинике продолжается минимум 1,5-2 часа, и таких сеансов надо сделать 10-20, в зависимости от исходного состояния. Лечение пациент проходит амбулаторно, в это время он может продолжать работать, и в целом лечение не снижает качество его жизни.

Сеансы в клинике помогают нам максимально убрать отек, а потом зафиксировать результат за счет поддерживающей терапии — ношения специального компрессионного трикотажа (обязательно плоской вязки).

По окончании лечения пациенты обычно спрашивают меня, неужели им теперь надо носить специальные колготки или чулки всю жизнь. Но только это помогает поддерживать результат. Например, у нас была пациентка — девушка 20-ти лет с первичной, врожденной лимфедемой. Ситуация так на нее повлияла, что у нее произошел настоящий душевный надлом. Она посетила клинику буквально несколько раз, мы подобрали ей трикотаж, и через несколько лет ее мама показывала нам фотографии: ноги практически не отличались. Пациентка поняла суть проблемы, поняла, что собой нужно заниматься, она носила трикотаж практически не снимая, и жила полной жизнью. Когда врач видит, что, не используя скальпель, он буквально вернул человека к жизни, он испытывает счастье.

— Как часто надо проходить лечение?
— Мы даем рекомендацию обследоваться примерно раз в полгода, желательно накануне теплого сезона, когда могут начаться осложнения (например, различные воспалительные процессы на коже).

— Часто пациенты не начинают лечение, потому что не представляют последствий. Что может случиться, если лимфедему не лечить?
— Это хроническое и практически неуклонно прогрессирующее заболевание. Само по себе оно не проходит, а прогрессируя, приводит к увеличению объема ноги или руки. Конечная форма – это слоновость. Это приводит к ухудшению жизнедеятельности, ухудшению качества жизни в целом, а в дополнение ко всему — и к кожным изменениям: разрастаниям, уплотнениям кожи, папилломатозу, рецидивирующим рожистым воспалениям, лимфоистечению.

Главное, что должен понять пациент — если заняться собой, если захотеть, то можно вернуться к тому образу жизни, к той работе, которая была до заболевания. Если же опустить руки, то это может привести к инвалидности.

Статьи по теме

  • Что важно знать о флебэктомии — операции по удалению вен
    Что важно знать о флебэктомии — операции по удалению вен
    Современная медицина предлагает все больше вариантов лечения варикоза без операций, однако это не значит, что хирургическое лечение уходит в прошлое. Во многих случаях именно флебэктомия является оптимальным вариантом для пациента. О том, когда пора делать операцию и почему не надо этого бояться, мы беседуем с кандидатом медицинских наук, хирургом-флебологом Подколзиным Евгением Викторовичем.
    Подробнее
  • Варикоз: нужна консультация флеболога
    Варикоз: нужна консультация флеболога
    Сталкиваясь с заболеванием, мы спешим к врачу. Но к какому? Ответ не всегда очевиден. Познакомьтесь с флебологом — специалистом «по венам», который занимается лечением варикозного расширения. Именно в специализированном медицинском центре вам окажут наиболее квалифицированную помощь при варикозе.
    Подробнее
  • Варикоз. Образ жизни и правила поведения в летний период.
    Варикоз. Образ жизни и правила поведения в летний период.
    Варикоз – это заболевание, для которого характерны обострения именно летом, и внешний вид ног особенно беспокоит женщин.  Поддержать здоровье и избежать осложнений  вен в этот период помогут полезные рекомендации флебологов.
    Подробнее

Начните с консультации флеболога

2 880 руб.
Длительность приёма 30-40 минут
Полный скрининг вен на ногах проводится сразу на консультации. На первичном приеме флеболог работает совместно с врачом УЗИ. Такой комплексный подход позволяет быстро и точно подобрать схему лечения и очень удобен для пациента. Подробнее